Обсуждение: образование для коренных малочисленных народов севера

Опубликовано: 5.2.2019
родион суляндзига: образование для коренных малочисленных народов севера: проблемы и пути решения

— Государственная система образования не может или не хочет удовлетворить данные запросы и потребности, с точки зрения создания условий для развития языкового разнообразия. В стране нет ни одной школы преподавания на языках КМНС от начальной до полной средней;

Субъекты Федерации, сумевшие создать региональную законодательную базу, регулирующую правовое положение национальных языков, в значительно большей степени могут гарантировать их сохранение. В регионах, где нет регионального законодательства, упадок происходит стремительно. Также следует отметить, что органы власти регионов, статус которых носит национальный характер (республики и автономные округи) в значительной большей степени занимаются вопросами сохранения этнических языков, чем те, которые такой статус не имеют (области, края).

— Подорванные человеческие ресурсы и этническая идентичность, уход старшего поколения, социальная незащищенность и экономическая несостоятельность общин.

Консолидировать внутренние человеческие ресурсы, включая взрослое население, для совместной работы с государственными органами и экспертным сообществом по защите и развитию языков КМНС.

— Промышленное давление на традиционное природопользование и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, основную сферу применения языков;

Международный опыт и опыт саамского народа в частности показывает, что этнические сообщества способны сохранять свои национальные культуры и языки даже в условиях жесткого государственного ассимиляционного давления. И что этнос в состоянии восстанавливать свою национальную культуру, как только изменяется политическая среда.

— Малочисленность и ассимиляция. Этническая ассимиляция всегда сопровождается ассимиляцией языковой, даже при сохранении отдельных элементов культуры, традиций и обычаев того или иного этноса. Сегодня молодёжь и родители стали носителями разных языков и культур. Произошло разрушение механизма, обеспечивавшего преемственность знаний, языка и культуры;

Внутренние:

— Утрата традиционных земель, упадок традиционного хозяйствования КМНС как естественной языковой среды применения и общения;

И главное, чтобы сами коренные народы, их организации, общины, институты, эксперты сами осознали значимость и важность Традиционных Знаний как части всего культурного наследия и истории развития их народов, занимались продвижением и защитой на всех уровнях.

Коренным народам:

Экспертному и научному сообществу:

Непосредственное участие молодежи коренных народов в сборе, фиксации и распространении традиционных знаний – это способ актуализации собственной этнической идентичности.

Что необходимо сделать:

— Право того или иного этноса или даже одного его представителя на язык, его сохранение и развитие является правом политическим. Коренные народы имеют значительно меньшие возможности в политической борьбе, чем доминирующие этносы;

Создать государственные индивидуальные программы реабилитации, возрождения и развития всех 40 языков КМНС с учетом региональных и этнических особенностей.

В целом положение языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации достаточно сильно различается от народа к народу и от региона к региону.

Вопросы сохранения Традиционных Знаний и этнических языков в первую очередь связаны со сферой их применения на практике. Традиционные культуры, основанные на традиционном природопользовании, являются фундаментом всего литературного и языкового богатства коренных малочисленных народов Севера.

Государству:

— Экономическая ситуация внутри поселков и сообществ не способствует решению вопросов.

Образование как система знаний, как и традиционные знания, подразумевают системность и целостность восприятия мира, себя, окружающей среды, определенную гармонию собственного бытия.

Когда для этого есть среда, есть основа, тогда они востребованы, значимы и реализованы на личностном уровне и в сообществе тебе подобных и восприняты в целом в государственной политике. Когда меняются условия, внутренние и внешние, когда выбивается основа и системообразующая база жизни, то происходит и деградация знаний.

Создать правовые и экономические условия и механизмы совместно с коренными народами, отвечающие их видению развития и сохранения разнообразия языков КМНС.

Источник: http://itk36.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться