Сознание отдельных людей не существует, как мы уже говорили, вне явлений общественного сознания. Все, что человек сознает, преломляется в его голове через опыт человечества, через опыт общественной практики, обобщенный и закрепленный в системе представлений, понятий и взглядов общества, в котором он живет.
Еще сложнее усвоение абстрактных понятий. В этом случае связь усваиваемых понятий с теми явлениями, которые открываются человеку в его практическом взаимодействии с окружающим, может быть установлена только через многие другие понятия — в сложном мыслительном процессе. Но она все же должна быть. В противном случае усваиваемое становится чисто словесным знанием, оторванным от объективной действительности, которую оно должно отражать. А такие знания не только не вооружают человека для практической деятельности, но могут направить ее по ложному пути или парализовать ее, сделать пустой, бесплодной.
Первоначально, например, слово «часы» ассоциативно связывается у ребенка только с одновременно показываемыми ему ручными часами. Воздействие этого слова вызывает взгляд на руку говорящего, на которой надеты часы, попытку дотянуться до этих часов и т. п. В этом случае слово, сигнализируя о конкретном предмете, не относит его еще к другим, во многом по непосредственному впечатлению несходным с ним предметам и не передает ребенку никакого нового обобщения, знания о нем. Другое дело, когда впоследствии ребенок слышит это слово отнесенным уже к новому, внешне во многом несходному с первым предмету, например к большим настенным часам. Означая теперь для ребенка совсем другой, незнакомый ему предмет, воздействие которого само по себе не вызывает у него никакой ассоциации с маленькими ручными часиками, слово «часы» меняет восприятие ребенком данного нового предмета, сближает его с уже известным ему по его прежнему опыту. Теперь посредством слова ребенок узнает о называемых им предметах то, что по непосредственному впечатлению он узнать не может, а именно, что большие прямоугольные часы на стене и маленькие круглые часы на руке имеют нечто общее между собой, что они в определенном отношении сходны между собой.
Итак, ни в одной из своих форм сознательное отражение человеком действительности не может быть результатом ни самих по себе непосредственных воздействий на него явлений действительности, с которыми он вступает в практическое отношение, ни самих по себе речевых воздействий, которые передают знания, идеи и взгляды, составляющие содержание общественного сознания. Сознательное отражение действительности всегда является продуктом взаимосвязи непосредственных впечатлений, полученных человеком от явлений действительности, и тех общественно выработанных представлений, понятий и идей, воздействию которых он подвергается в процессе общения с другими людьми, — общения, осуществляемого посредством устной или письменной речи, а следовательно, путем воздействия научных и литературных произведений. , При этом первичным и основным в этой сложной взаимосвязи является опыт непосредственных впечатлений человека. И это выражается не только в том, что усвоение общественно выработанных представлений и понятий должно — прямо или через другие понятия — опираться на непосредственные впечатления, но и в том, что возможность усвоения человекам тех или иных понятий и взглядов, сообщаемых другими людьми, а также то, как они будут усвоены им, зависят от почвы, которая создается непосредственным опытом данного человека, полученным им в его жизни в практике.