Что сегодня читают с этим материалом?
Наиболее вероятным способом добычи конкреций сейчас является их сбор специализированными подводными машинами, выглядящими как огромные бульдозеры. Далее следует подъем собранного сырья на поверхность океана по специальным трубопроводам. Здесь груз переваливается на огромные суда-рудовозы. Они доставляют добытые железомарганцевые конкреции на берег, на металлургические предприятия. В небольших масштабах такая технология уже более-менее отработана. Однако до промышленной добычи дело пока не дошло.
Плавсредства намечалось построить на Черноморском и Херсонском судостроительном заводах. Примечательно, что первый в СССР полиметаллический сплав из конкреций, поднятых со дна Тихого океана, получили на Никопольском заводе ферросплавов. Увы, в наше время Мировой океан стал для нашей страны таким же недоступным как и поверхность Марса…
Немалая часть океанического ложа покрыта тонким слоем из миллиардов желваков. Их диаметр — от нескольких сантиметров до почти полуметра. Иногда они лежат разрозненно на поверхности дна. Как выкопанный картофель на осеннем поле. Иногда формируют корку. Состоят эти «шарики» из целого набора минералов, содержащих самые разные металлы. Больше всего в их составе марганца — до 25%, железа — около 5%. Присутствуют также кобальт, никель, медь, цинк и редкоземельные элементы. Из-за такого состава эти природные образования получили название железомарганцевые конкреции.Урожайные места океана
Одним из самых богатых на железомарганцевые конкреции районов является дно Тихого океана. Особенно знаменит участок примерно от Гавайских островов и до побережья Мексики. По имени двух гигантских тектонических разломов это место получило особое название — район Клиппертон-Кларион. Он рассматривается как один из самых перспективных участков для добычи. И на здешние ресурсы уже точат зубы несколько государств и частных горнодобывающих компаний.Как образуются эти желваки — геологи до сих пор точно не знают. Хотя исследования ведутся с середины XX в. Неясность вызывает настороженность тех, кто выступает против перспективы промышленной добычи конкреций. Ведь последствия добычи спрогнозировать в такой ситуации тоже невозможно. Как отреагирует Мировой океан и его экосистема на подобное вторжение — неизвестно. А ждать промышленной добычи осталось недолго.«Челленджер"-разведчик
В истории изучения полиметаллических конкреций есть два занимательных момента. В 1872—1876 годах состоялась британская экспедиция на парусно-паровом корвете «Челленджер». Корабль успел принять участие в войне с Мексикой. Позже — в карательной экспедиции на аборигенов Фиджи. Они опрометчиво убили некоего миссионера. Однако звездный час корвета наступил, когда его переоборудовали для научных исследований.